Мы используем файлы cookies, которые сохраняются на вашем компьютере. Нажимая ОК, вы подтверждаете то, что вы проинформированы об использовании cookies на этом сайте. Подробнее о файлах cookie

НОД по речевому развитию с элементами драматизации «Зима» (старшая группа)

НОД по речевому развитию с элементами драматизации «Зима» (старшая группа)

Цель: Закрепить полученные знания детей о времени года «Зима».

             Продолжать учить детей отвечать на поставленные вопросы.

             Развивать диалогическую речь. Обогащать словарный запас детей.

             Повышать эмоциональное восприятие.

             Повысить умение передавать различными способами сказочный

             персонаж по его характерным признакам.

             Воспитывать дружелюбное взаимоотношение между детьми.

 

 Ход занятия: Этический заряд.

В: Ребята, а какие времена года вы знаете?

Д: Осень, зима, весна, лето.

В: Посмотрите, у меня на столе лежат картинки  «Времена года» и цветные полоски. Подберите, пожалуйста, к каждому времени года свою цветную полоску.

Д: подобрали.

В: Почему?

Объяснение детей.

В: Сегодня мы с вами отправляемся в путешествие к какому-то времени года, а какому вы должны догадаться сами, если назовете свойства предметов, которые находятся в этом волшебном мешочке.

Дети трогают предметы, называют свойства: лед-холодный,

                                                                             сухарики-хрустящий,

                                                                             вата-мягкий,

                                                                             бумага белая-гладкий.

                                                                             перья-пушистый.

Предметы достаем из мешочка и кладем их на стол.

В: К какому времени года эти свойства можно соотнести?

Д: К зиме.

В: Послушайте стихотворение.

Вот ветер тучи нагоняя

Дохнул, завыл и вот сама

Идет волшебница-зима!

Пришла рассыпалась клоками

Повисла на суках дубов

Легла волнистыми коврами

Среди полей, среди холмов.

Брега с недвижною рекою

Сровняла пухлой пеленою

Блеснул мороз и рады мы

Проказам матушки-зимы!

В: Как в этом стихотворении автор называет зиму?

Д: Волшебница, матушка.

В: А какими коврами легла зима?

Д: волнистыми.

 

В: В детский сад пришло письмо, читаем?

Д: да.

«Здравствуйте ребята! У меня приключилась беда, северный холодный ветер забрал мой портрет и раздул  по всей земле.  Я не могу его собрать Если вы выполните все задания, то поможете мне собрать портрет»

В: Поможем?

Д: Поможем.

В: Скажите, пожалуйста, какие зимние месяцы вы знаете?

Д: Декабрь, январь, февраль.

В: Отправляемся в гости к «Декабрю», но чтобы нам по дороге не замерзнуть, давайте погреемся

Мы в лес пошли гулять

Раз, два, три, четыре, пять.

Мы в лес пришли гулять

Раз, два, три, четыре, пять.

Бабу снежную лепили,

Птичек крошками кормили,

С горки мы еще катались,

А еще в снегу валялись.

Все в снегу  домой пришли

Суп поели, спать легли.

В: отдохнули, улыбнулись и в путь!

 

В: месяц «Декабрь»

(конверт с заданием)

Ребенок читает стихотворение: В декабре, в декабре

                                                      Все деревья в серебре

                                                      Нашу речку словно в сказке,

                                                      За ночь вымостил мороз

                                                      Обновил коньки, салазки

                                                      Елку из лесу принес.

В: Назовите, пожалуйста. Первый месяц зимы?

Д: Декабрь.

В: Последний месяц зимы?

Д: Февраль.

В: Месяц, который находится между декабрем и февралем?

Д: Январь.

В: А как в старину называли декабрь?

Д: «Лютень»

В: Почему?

Д: В декабре стоят холодные морозы.

В: Посмотрите кА лютый мороз нарисовал узоры, угадайте кто же под ними спрятан?  Возьмите фломастеры и соедините все точки между собой.

Д: Волк, лиса, заяц, медведь, ежик, белка, олень, лось.

(Получили 2 фрагмента портрета)

В: Теперь давайте поиграем «Зайка»

Зайка по лесу скакал

Зайка корм себе искал

Вдруг у зайца на макушке

Поднялись как стрелки ушки

Шорох тихий раздается

Кто-то по лесу крадется

Заяц путает следы

Убегает от беды

Прыгнул в бок и обернулся

И под кустиком свернулся

Словно беленький клубок –

Чтоб никто найти не смог.

 

В: Отправляемся дальше, но перед тем как прийти назовите слова ласково:

Хвост пушистый – пушистенький,

Ворон черный – черненький

Нос короткий – коротенький

Медведь белый – беленький

Снег мягкий – мягонький

Волк серый – серенький

Озеро круглое – кругленькое.

 

В: Ну вот пришли. Месяц «Январь»

(Конверт с заданиями)

Стихотворение: В январе, в январе

Много снегу во дворе

Снег на крыше, на крылечке

Солнце в небе голубом

В нашем доме топят печки

В небо дым идет столбом.

В: Назовите мне, пожалуйста, приметы зимы?

Д: Был ночью иней – снег зимой не выпадет.

Небо ясное – жди мороза

Снежные хлопья стали крупнее – к оттепели.

В: А какую примету вы услышали в стихотворении?

Д: В небо дым идет столбом – к холодам.

В: А теперь отгадайте загадки:

 

Всю зиму пролежит

Весной в речку убежит (снег)

 

Без досок, без топоров

Через речку лед готов

Мост как синее стекло:

Скользко, весело, светло. (лед)

 

Невидимкой осторожно

Он является ко мне,

И рисует как художник

Он узоры на окне. (мороз)

 

И не снег и не лед

А серебром деревья уберет (иней)

 

У косого нет берлоги

Не нужна ему нора

От врагов спасают ноги

А от голода кора           (заяц)

 

Пришла девушка Беляна,

Побелела вся поляна    (зима)

 

(получили фрагменты)

 

 

В: Пошли дальше. Месяц «Февраль»

(конверт с заданием)

Стихотворение: Дуют ветры в феврале

                            Воют в трубах громко

                           Змейкой вьется по земле

                           Легкая поземка.

В: Ребята как по другому называют февраль?

Д: Снеговей

В: Почему?

Д: Дуют ветра, летят белые пушистые снежинки.

В: Здесь так намело, что все окончания предложений оказались под снегом, надо это исправить.

 

Зимой идет снег, а осенью – дождь.

Медведь летом бродит, зимой – спит.

Зимой ветер дует холодный, а летом – теплый.

Летом небо светлое, а зимой – хмурое.

Зимой ходим в шубе, летом – в футболке.

Летом катаемся на велосипеде, зимой – на санках.

Зимой заяц белый, летом – серый.

 

В: молодцы.

В: Скажите мне, пожалуйста, в каких сказках встречается время года – зима?

Д: Морозко, Два мороза, Снегурочка,  Лиса и заяц, Снежная королева, Серебряное копытце.

В: А почему сказка «Лиса и заяц» подходит к времени года зима?

Д: Избушка ледяная.

В: Давайте покажем эту сказку.

Дети надевают маски и показывают фрагмент сказки.

В: Что вы можете пожелать зайцу?

Д: Смелости, храбрости.

В: А лисе?

Д: Не обманывать.

В: Ну а петушку?

Д: быть таким же храбрым.

 

(Получили фрагменты)

 

В: Теперь давайте попробуем выложить портрет «Матушки - Зимы».

Пока все задания выполняли, зима-волшебница наблюдала за нами в окно, и убедилась, что вы много про нее знаете, и решила свой портрет подарить нам.

Спасибо за работу.

 

 


Автор:  Ольга Королькова
Используемая литература: 

 Ушакова О.С. " Развитие речи 5-7 лет"

В.В. Гербова, Занятия по развитию речи в старшей группе детского сада.