Мы используем файлы cookies, которые сохраняются на вашем компьютере. Нажимая ОК, вы подтверждаете то, что вы проинформированы об использовании cookies на этом сайте. Подробнее о файлах cookie

"Как сохранить и улучшить зрение детей в условиях Севера"

"Как сохранить и улучшить зрение детей в условиях Севера"

   Зрение – это счастье, подаренное человеку природой.

По мнению различных авторов, от 80% до 95% информации из окружающей среды мы получаем благодаря зрению, которое даёт возможность человеку воспринимать окружающий мир. Свет, воспринимаемый глазом, оказывает воздействие на кору головного мозга, а так же на подкорковые структуры, которые стимулируют выработку гормонов эндокринных желёз  таким образом влияет не только на психическое, но и  физическое развитие ребёнка.

Вопрос о том как сохранить или улучшить зрение ребёнка, волнует родителей, воспитателей, преподавателей.

 

   Основные причины снижения зрения у детей.

Основными причинами снижения зрения у детей являются: дальнозоркость, близорукость, астигматизм, косоглазие и травмы.

  Травмы:

  • Ранение век и окружающих частей лица.
  • Поверхностные травмы – попадание инородных тел на роговицу и слизистую век.
  • Проникающие ранения глазного яблока, когда нарушается целость стенки глаз острым предметом.
  • Контузии – тупые травмы в последствие удара кулаком или тяжёлым предметом.
  • Химические ожоги возникают при попадании в глаз химических веществ.
  • Термические ожоги от воздействия высокой температуры.
  • Лучевые поражения.

 

  Методы коррекции -  улучшения зрения.

Снижение зрения, связанное с близорукостью, дальнозоркостью и астигматизмом можно улучшить несколькими способами:

  • С помощью очков;
  • С помощью контактных линз;
  • Путём рефракционных операций.

 

  Условия формирования хорошего зрения.

Формирование зрения детей зависит от многих факторов.

Освещение:  Ребёнок должен находиться в светлом помещении, с окрашенными в светлые, мягкие тона стенами. Лучшим видом освещения является дневное. Солнечный свет оказывает влияние на физиологические процессы, повышает обмен веществ, способствует развитию организма.

Искусственное освещение: Оно должно быть достаточным по интенсивности, равномерным, обеспечивать благоприятное соотношение яркости в поле зрения, не создавать бликов. Освещение считается достаточным, если мощность будет составлять 10-15 Вт на каждый квадратный метр площади.

Обучение: Оно должно проходить в виде игры, в условиях дальнего видения. Нужно показывать крупные буквы с расстояния 2-2,5 метров. Или во время прогулок на улице привлекать внимание ребёнка к рассматриванию предметов, которые находятся на далёком расстоянии.

Режим дня: Режим дня очень простой – соответственно возрасту: нужно вставать и ложиться спать, во время выполнения заданий следует делать перерывы для отдыха (особенно смотреть в окно вдаль.)

Питание: Правильное питание является необходимым для всех систем организма. Еда должна включать достаточное количество белков и витаминов, без злоупотребления углеводами (сахар, конфеты, шоколад). Достаточное количество витаминов и микроэлементов содержатся в моркови, капусте, смородине, клюкве, чернике, морошке, рябине. Хорошо использовать перечисленные продукты в натуральном виде.

 

  Гимнастика для глаз.

Специальная: Проводится в середине занятия.

  1. И.П. – сидя, откинувшись на спинку стула. Глубокий вдох. Наклоняясь вперёд, к крышке стола, выдох. Повторять 5-6 раз.
  2. И.П. – сидя, откинувшись на спинку стула. Крепко зажмурить глаза, затем открыть. Повторить 4 раза.
  3. И.П. – сидя, руки на поясе. Повернуть голову направо, посмотреть на локоть правой руки, повернуть голову влево, посмотреть на локоть левой руки. Повторить 2-3 раза.
  4. И.П. – сидя. Посмотреть на указательный палец своей руки на расстоянии 15-20 см от глаз в течение 3-5 сек, перевести взгляд на воспитателя на 3-5 сек. Повторить 5-6 раз.
  5. И.П. – сидя, руки вытянуть вперёд. Посмотреть на кончики пальцев, поднять руки вверх, следя глазами за пальцами, не поднимая головы. Руки опустить, выдох. Повторить 5-6 раз.

 

  «Метка на стекле» Э.С. Аветисова:

Ребёнок становится к окну на расстоянии 30-35 см. от оконного стекла. На уровне глаз на стекло заранее прикрепляется метка диметром 3-5 мм, красного цвета. Ребёнок поочерёдно смотрит на метку на стекле, затем на предметы за окном. Упражнение проводится 2 раза в день в течение 15-20 дней. Первые два дня продолжительность каждого упражнения должна составлять 3 мин, последующие 2 дня – 5 мин, и в остальные дни 7 мин.

 

  Комплекс упражнений гимнастики для глаз:

  1. Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до 5, повторить 5-6 раз.
  2. Крепко зажмурить глаза, считать до трёх, открыть их и посмотреть вдаль, считая до пяти. Повторить 4-5 раз.
  3. Вытянуть вперёд руку. Следить глазами не поворачивая головы, за медленными движениями указательного пальца руки: влево, вправо, вверх, вниз. Повторить 5-6 раз.
  4. Посмотреть на указательный палец вытянутой руки на счет 1-4, потом перевести взгляд вдаль на счет 1-6. Повторить 4-5 раз.
  5. В среднем темпе проделать 3-4 круговых движения глазами в правую сторону, столько же в левую сторону. Расслабив глазные мышцы, посмотреть вдаль на счет 1-6. Повторить 1-3 раза.

 

   Упражнение с помощью траекторий на плакате (методика В. Ф. Базарного):

Для выполнения этого упражнения используется плакат размером примерно 1х2 м, на котором изображена схема зрительно-двигательных траекторий. Различные по форме траектории окрашены в разные цвета. Стрелками указано направление, по которому должен двигаться взгляд ребенка.

   Методика выполнения упражнения:

  1. Дети выстраиваются напротив плаката на расстоянии 2 м от него.
  2. Даётся инструктаж, в котором направлении должен двигаться взгляд ребёнка, по траектории какого цвета (следить за движением указки, не поворачивая головы, следить одними глазами.)
  3. Исходное положение: указка преподавателя в центре плаката.
  4. Выполняется в следующем порядке:
    - влево - вправо;
    - вверх - вниз;
    - по часовой стрелке и против часовой стрелки;
    - по восьмерке.
  5. Каждая траектория прослеживается на счет 1-5.
  6. Продолжительность упражнения – 1 минута.
Автор:  Ольга Королкова