Мы используем файлы cookies, которые сохраняются на вашем компьютере. Нажимая ОК, вы подтверждаете то, что вы проинформированы об использовании cookies на этом сайте. Подробнее о файлах cookie

«Воспитание безопасного поведения в быту»

«Воспитание безопасного поведения в быту»

   В последние годы проблема обеспечения безопасной жизнедеятельности детей до 7 лет находит свое отражение в методической литературе и образовательных программах для дошкольных образовательных учреждений («Детство», «Радуга», «Истоки», «Основы безопасности детей дошкольного возраста»). В них, наряду с традиционными задачами охраны и укрепления здоровья, выдвигается требование формирования у ребенка знаний и умений безопасности. Однако, данные задачи обращены на воспитание безопасного поведения на улице и ориентированы, в основном, на старший дошкольный возраст. Вместе с тем средний дошкольный возраст характеризуется нарастанием двигательной активности и увеличением физических возможностей ребенка, которые, сочетаясь с повышенной любознательностью, стремлением к самостоятельности, нередко приводят к возникновению травмоопасных ситуаций в доме. Поэтому, чрезвычайно важно создать условия в дошкольном образовательном учреждении (ДОУ) и семье, позволяющие ребенку 4-5 лет планомерно накапливать Опыт Безопасного Поведения (ОБП) в быту.

   Особая роль в организации педагогического процесса освоения ребенком ОБП в быту принадлежит окружающим его взрослым. При этом, родители и педагоги ДОУ, не отрицая необходимости специальной работы, испытывают затруднения в создании условий для формирования ОБП в быту детей среднего дошкольного возраста из-за методической не разработанности данного вопроса.

 Опыт безопасного поведения в быту детей среднего дошкольного возраста формируется успешно, если:

  • содержание знаний и умений безопасного поведения сгруппировано по видам опасностей в быту и осваивается в заданной последовательности;
  • обеспечивается поэтапное освоение доступных детям знаний и умений безопасного поведения в быту, при активной позиции ребенка;
  • в воспитательно-образовательном процессе ДОУ широко используется ситуативно-имитационное моделирование как метод закрепления знаний о правилах безопасного поведения и формирования соответствующих умений в ведущем виде детской деятельности;
  • - педагоги и родители осознают необходимость целенаправленной деятельности в данном направлении и осуществляют ее в тесном сотрудничестве.

    Процесс формирования ОБП в быту у детей 4-5 лет представляет собой поэтапное решение задач взаимодействия воспитателей и родителей с ребенком и включает:

  • этап уточнения и систематизации знаний дошкольников о правилах безопасного поведения в быту преимущественно через дидактические игры;
  • этап освоения умений безопасности жизнедеятельности через имитирование действий с бытовыми объектами и моделирование возможных угрожающих ситуаций обращения с ними;
  • этап практикования действий с доступными потенциально опасными предметами быта.

 Критерием эффективности созданных педагогических условий является умение действовать с потенциально опасными предметами домашнего обихода с соблюдением мер предосторожности.

Автор:  Королькова Ольга